http://www.n52n.ru
Главная страница сайта www.n52n.ru

Нижний Новгород

На русском In English

вчера сегодня завтра

Шаг назад Шаг вперёд
Добавить в избранное - www.n52n.ru Сделать стартовой - www.n52n.ru Написать отзыв о сайте или сообщение администратору Прислать фотографию Карта сайта
Олень - символ Нижнего Новгорода
ФОРУМ
СЕРВИС

- Авторизация

- Доска объявлений

- Частные галереи

ФОТОГРАФИИ

- Старый Нижний

- Горький

- Нижний Новгород
сегодня

- Вчера - Сегодня

АКТУАЛЬНО

- Новости
Нижнего Новгорода

- Новости
Сайта www.n52n.ru

- Погода

- Карты

- Справочник

НАШ ГОРОД

- Символы

- Устав

- Даты — события

- Общая информация

- Легенды и предания

 
КАРТА САЙТА
КОНТАКТЫ
О ПРОЕКТЕ
Назад Содержание Вперёд

Легенды, предания и сказки
города Нижнего Новгорода
и нижегородского края


Предисловие


Нижегородское ополчение 1612 года

Богато яркими событиями прошлое Нижегородской земли. Из седой глубины веков, передаваясь из уст в уста, от поколения к поколению, дошли до нас народные повество­вания о былом. Среди них и овеянные дымкой фантастики рассказы о первых поселенцах необжитых мест, и дыша­щие огнем жарких схваток с иноземными завоевателями сказания о героической борьбе наших далеких предков, и описания нелегкой жизни трудового человека или бур­ных всплесков народных восстаний...

В разные художественные формы отливались вести о ми­нувшем в сознании сказителей, сказочников и певцов. Печальные и тяжелые, как сама подневольная работа, тру­довые песнопения; занятные и остроумные сказки; торже­ственные и грустные причитания; меткие и задорные час­тушки; мудрые и давние, как история, предания и легенды. Допуская художественный вымысел, предания воспроиз­водят картины былых времен, повествуют о славных делах людей, сыгравших немалую роль в истории родной страны. Они касаются не только крупных исторических событий, но подчас и мельчайших деталей жизни, быта, человеческих отношений, которые существовали когда-то.

В легендах больше вымышленного и таинственного. В них изображаются необыкновенные приключения, нередко они бывают, проникнуты религиозно-мистическим духом. Но есть и легенды, в основе которых лежат подлинные события. Они-то и вызывают особый интерес и читателей, и фолькло­ристов. И это не случайно! В них, наряду с фантастически­ми событиями и вымышленными героями, встречаются обра­зы выдающихся борцов против ненавистных порядков, царивших в былую пору на русской земле. Особое место при­надлежит легендам о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.

Легенды и предания близки друг к другу по содержанию. Они рассказывают о заселении новых земель, об основании городов и деревень, о борьбе против иноземных завоевате­лей, о княжеских междоусобицах, о крестьянских войнах XVII и XVIII столетий...

Все это не миновало Нижегородского края, который с давних лет оказался на перепутье больших исторических дорог и был в центре многих политических, экономических и военных дел Руси. Едва возникнув в 1221 году, «град на усть Окы» — будущий центр Нижегородского княжест­ва — становится свидетелем и участником кровопролитных битв нашего народа против монголо-татарских завоевателей. Проходили годы, десятилетия, века... И на всех труднейших этапах истории родной страны Нижнему Новгороду отводи­лось достойное место. Именно поэтому так богато событи­ями прошлое нижегородской земли!

Долгое время легенды и предания жили лишь в памяти людей, передавались из уст в уста, от поколения к поко­лению. До нас они дошли благодаря большой работе энту­зиастов и любителей фольклора, которые еще в позапрошлом столетии настойчиво занимались поисками и записью произ­ведений устной поэзии. Наиболее старые из найденных в первой половине минувшего века П. И. Мельниковым-Печерским рукописных текстов преданий и легенд относятся к XVII столетию. Сам П. И. Мельников — талантливый писатель и страстный собиратель произведений народного творчества — был одним из первых местных фольклористов, который в 30-х годах позапрошлого века напечатал в столичном журнале «Отечественные записки» несколько нижегородских преданий и легенд. Среди них были легенды о Коромысловой башне и речке Почайне. Немного позднее в газете «Нижегородские губернские ведомости», которую в ту пору редактировал П. И. Мельников-Печерский, публикуются «Легенда об основании Нижнего Новгорода», «Предание из времен похода Иоанна Грозного на Казань» и другие произведения этих жанров. В 50-е годы отдельные из местных преданий и легенд («Дятловы горы», «Ибрагимов городок» и другие) использует Н. Храмцовский в «Крат­ком очерке истории и описании Нижнего Новгорода». При­мечательно, что легенду «Ибрагимов городок» он слышал от одного «любителя старины и владетеля старинных книг и манускриптов».

Известно, что в середине прошлого столетия народные пре­дания родного города записывал Н. А. Добролюбов.

Начиная с 60-х годов прошлого столетия предания и ле­генды публикуются на страницах местных изданий, и преж­де всего в «Нижегородском сборнике» и неофициальной час­ти «Нижегородских губернских ведомостей». Они нашли себе место и в изданиях, носивших название «Действия Ниже­городской губернской архивной комиссии», и в газетах «Нижегородский листок» и «Волгарь». Во второй половине XIX века развивается деятельность неутомимого соби­рателя фольклора, известного ученого-этнографа, краеведа и писателя А. С. Гациского. Изданные им в 60—90-х го­дах книги содержат фольклорный материал, среди которого немало нижегородских преданий и легенд.

Местные исторические предания записывались в конце ми­нувшего века В. Г. Короленко, Ив. Мамакиным и другими любителями старины. К этому времени относится выпуск от­дельной книжечкой семи нижегородских легенд, предприня­тый в Санкт-Петербурге Д. Булгаковским.

Некоторые предания и легенды были опубликованы в ис­торических работах И. А. Милотворского «Нижний Новго­род, его прошлое и настоящее» (1911 г.) и А. П. Мельнико­ва «К трехсотлетию смутного времени» (1911 г.). Первая из этих книг вышла в Нижнем Новгороде, а вторая — в Москве.

Публикация местных преданий и легенд продолжалась и после Революции в октябре. Их можно встретить в нижегородских-горьковских справочниках и путеводителях, в краевед­ческих сборниках, в различных центральных и периферий­ных изданиях (журналы: «Советская этнография», «На­тиск», «Горьковская область», газеты: «Горьковская комму­на», «Горьковский рабочий» и др.). В 30—40-х годах предания и легенды нижегородской земли записывала Н. Д. Комовская. В 1947 году в краеведческом отделе Горьковской областной библиотеки имени В. И. Ленина появилась рукопись, озагла­вленная «Старый Нижний Новгород в легендах и преда­ниях». Рукопись была подготовлена местным фольклори­стом и активным собирателем народной поэзии, известным составителем книги «Русские песни» Н. А. Усовым.

Но до большинства легенд и преданий добраться сейчас трудно. Они публиковались давно, разбросаны по разнооб­разным книгам, а книги — по многим библиотекам и кни­гохранилищам. Отдельные предания и легенды продолжают бытовать только в устной форме. Они еще ждут своих соби­рателей и издателей.

Данный сайт включает в себя предания и легенды, которые повествуют о событиях, происходивших в Нижнем Новгороде и Нижегородской гу­бернии, а также некоторые произведения, не связанные с бывшей нижегородской землей. Они относятся к тем рай­онам, которые когда-то входили в Костромскую губернию, а в последствии принадлежали Горьковской области.

Что же пользователь найдет в данном разделе сайта?

Известно, что среди сотен преданий и легенд многие не­посредственно связаны с Нижним Новгородом. В них отра­жена жизнь минувших эпох; они красочно повествуют о важных исторических вехах «града каменна и крепка», о славных подвигах известных и безымянных героев-нижего­родцев. Уже с начальных строк самой первой легенды, вклю­ченной в раздел сайта, мы уносимся в дремучие леса над красави­цей Окой, узнаем, откуда произошло название гор, знакомим­ся с теми, кому суждено было основать на месте слияния двух рек маленькое селение. А дальше следует легенда о мордовском городке, раскинувшемся на горах, о сметке и на­ходчивости правителя городка Ибрагима, который обратил в бегство воинов суздальского князя. Удивительная история, если верить легенде, произошла с русским князем мурзой, которому посланцы мордовских стариков вместо угощения передали землю и воду, что он принял как знак покорности мордовского народа, который, мол, живет на этих землях и пользуется этими водами. С той поры он стал чувство­вать себя господином над этой округой.

Надолго запали в памяти людей события прошлого, связанные с укреплением военного могущества города. Вот почему и живут в городе красочные легенды и предания о сооружении Нижегородского кремля. Особенно примечатель­ны легенды и их литературные переработки о знаменитой Коромысловой башне. Одна легенда таинственна и зловеща, она рассказывает о посадской женщине, заживо погребен­ной с ведрами и коромыслом под фундаментом башни.

В другой легенде девушка с коромыслом и ведрами высту­пает как подлинный богатырь. Обладая смелостью и не­заурядной физической силой, она, покрепче взяв в руки увесистое коромысло, не раздумывая, вступает в схватку с сотнями татар. Много недругов пало у стен кремля от ее сокрушительных ударов. Дорогой ценой татары одержали победу. Героический подвиг девушки поверг в трепет вражью сторону. Со словами: «Если бабы в Нижнем такие сильные, что же нам будет, если ратные люди на нас выступят» — татары сняли осаду.

Этот примечательный сюжет не мог не привлечь к себе вни­мания литераторов. Еще в прошлом столетии русские стихо­творцы обращаются к легендам и преданиям и создают запоминающиеся поэтические произведения. Среди них особое место принадлежит стихотворным переложениям А. А. Навроцкого «Коромыслова башня» и Д. Н. Садовникова «Богатырь-девка».

Начало XVII века оставило в народе неизгладимый след, особенно памятно оно нижегородцам в связи с ополчением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Глубокий и истин­ный патриотизм русского человека, широта натуры, душев­ная доброта запечатлены повествованиями о незабываемых днях 1611 года. Предание рассказывает о сборе средств на ополчение и выступлении ратников из Нижнего Новгорода, о славном походе ополченцев, закончившемся освобождени­ем Москвы от иноземных завоевателей, В центре преданий— монолитная фигура посадского старосты Кузьмы Минина, который в грозную для Родины годину бросил призывный клич народу и вместе с князем Дмитрием Пожарским встал во главе тех, в чьих сердцах нашли отклик его страстные слова.

В раздел включены предания и легенды, которые связаны с примечательными местами Нижнего Новгорода. Они объясняют, как произошло название какой-либо части горо­да, улицы, постройки. В них наряду с реальными фактами встречается и вымысел. Таковы, вероятно, исторически верные народные повествования о речке Почайне, о Лыковой дамбе, о слободе Канавино. А рядом с ними фантастические по своему содержанию легенды о куме-чародейке — хозяйке постоялого двора за Окой — и о волшебнике-мастере, строив­шем в былое время Строгановскую церковь. Герои этих поэтических творений подобны персонажам волшебных ска­зок, они обладают исключительной способностью блестяще выполнять задуманное. Причем для решения наиболее труд­ных задач герои прибегают к чародейству.

На сайте пользователь найдет предания, рисующие быт прошедших веков. «Козья масленица» — это быт слобожан, сумев­ших найти повод для шумного веселья во время великого поста.

«Царская невеста» передает картины жизни и отношений в так называемых «верхних» слоях общества царской России.

Вторую часть раздела составляют предания и легенды, связанные с историей городов и поселений нижегородской земли от Болдина до Ветлуги и от Выксы до Воротынца. В некоторых из них рассказывается о том, как в нашем крае возникли ремесла. Подобно другим жанрам устного твор­чества, легенды и предания открыто выражают суждение ши­роких народных масс по каждому факту и случаю. Они про­славляют высокие моральные качества простого человека: его ловкость, искусность в ремесле, сметку и преданность своему делу. Особенно интересны предания о народных умельцах, замечательных мастерах своего дела, способных не хуже заморских создавать изумительные вещи, как из метал­ла, так и из дерева. Они повествуют о ювелирном искусстве павловских мастеровых, сделавших «для аглицкой блохи ошей­ник» и посадивших ее на «замок собственного изготовления», о городецких виртуозах-плотниках, из-под рук которых баржи выходили «как игрушечки», и о других людях труда, су­мевших в крепостнической России, в кабале и угнетении, увековечить славу Родины своей искусной работой.

На сайте собраны предания и легенды, донесшие до наших дней рассказы о происхождении тех или иных географических названий, встречающихся в Нижегородском крае. Иногда в их основе лежат исторические факты, иногда история про­ходит как фон, сюжет их обильно оснащен фантастикой.

Среди легенд, включенных в сборник, особенно примеча­тельны те, в которых речь идет о реках Великой, Кудьме, Ветлуге, а также о знаменитом озере Светлояре. Со Светлояром непосредственно связаны и широко распространенные легенды о невидимом граде Китеже. Одна из них приводится на этом сайте.

Заключительную часть раздела составляют предания и легенды, вспоминающие о вождях крестьянских восстаний.

Предания и легенды в течение веков вбирали в себя представления народа о красоте, добре, справед­ливости, храбрости и благородстве. Проникнутые высоким патриотизмом, неизменно прославляющие свободолюбие, талантливость и мастерство простого человека, они и те­перь созвучны своими идеями нам, людям двадцать первого века.


В.Н. Морохин


Наверх
Назад Содержание Вперёд
Расширенный поиск

© Ярослав Щербаков 2010.

Все права на материалы, находящиеся на сайте – принадлежат их авторам, охраняются в соответствии с законодательством РФ, и представлены исключительно для ознакомления. При цитировании материалов действующая гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна. Полное заимствование документа является нарушением российского и международного законодательства и возможно только с согласия администрации сайта www.n52n.ru.